Программа «Основы экологической исследовательской деятельности», по которой я работаю, участвует в региональном проекте «Новые места в дополнительном образовании» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Для успешного решения исследовательских задач стараюсь учащимся привить вкус к исследованию, вооружая их методами научно-исследовательской деятельности. Организовывая работу учащихся так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы. Необходим ряд условий:
1). Мотивированность.
Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои способности и возможности.
2). Психологический комфорт.
Педагог должен дать возможность поверить в себя, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
3). Творческая среда.
Педагог должен создать творческую, рабочую атмосферу.
В своей работе использую следующие методы и средства обучения:
словесные – лекция, беседа, объяснение, консультация
наглядные – презентации, схемы, Периодическую таблицу Д.И. Менделеева, таблицу «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
практические – проведение демонстрационных, экспериментальных опытов.
Применяю следующие средства обучения: реактивы для химических опытов, химические приборы (прибор для получения газов), химическую посуду, дидактический материал, ноутбук.
Например, при изучении темы «Методы научных исследований» в практической части учащиеся используют оборудование для научных исследований: измерительные приборы (весы, термометр, линейка), новое лабораторное оборудование – микролаборатории для химического эксперимента), что делает процесс увлекательным.
При изучении темы «Методы социолингвистических исследований» учащиеся в практической части выполняют тестирование по теме «Соли», заполняют анкету на экологическую тему, берут друг у друга интервью.
При изучении темы «Математические методы исследования» в теоретической части учащиеся знакомятся с эмпирическими, логическими и узкоспециализированными методами, а в практической части проводят экспериментальный опыт с солями – неорганическими веществами, решают задачи химического содержания на нахождение массы вещества, используя узкоспециализированный метод – метод пропорций.
Таким образом, в теоретической части учащиеся изучают основы методологии исследовательской деятельности, а в практической части учащиеся учатся проводить опыты и эксперименты, используя новое оборудование.
Программа, по которой мы работаем, способствует развитию познавательного интереса у учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков, наблюдательности, развивает навыки исследовательской деятельности, а также воспитывает интерес к профессиям, которые связаны с предметами естественнонаучного цикла.
Достижения учащихся невелики. Хочется отметить следующих учащихся:
1. Боброва Александра (СОШ № 22) участвовала (онлайн) на фестивале историй успеха обучающихся «Открытия - 2030»; также участвовала во Всероссийской олимпиаде по химии (8 класс) и получила Диплом лауреата I степени.
2. Мелекесова Влада и Запонова Софья участвовали в фестивале-конкурсе «Рождественские звездочки-2022» в номинации «Рисунок».