С сентября этого года учащиеся с большим интересом начали заниматься в объединении «Основы экологической исследовательской деятельности» естественнонаучной направленности на базе нашего Центра детского (юношеского) технического творчества. Программа рассчитана на возраст учащихся 12-16 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Занятия проводятся по 3 часа в неделю.
Программа представляет собой систему обучения обучающихся основам экологической исследовательской деятельности, которая является одним из путей творческого воспитания современных подростков.
Обучение в объединении ведётся в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» и направлено на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов детей и подростков, их самоопределение и профессиональную ориентацию.
Цель занятий: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и основ учебно-исследовательской деятельности с помощью нового мультимедийного, цифрового и лабораторного оборудования, позволяющего проводить исследования, эксперименты по биологии и экологии.
Задачи обучения:
1. Научить планировать и проводить опыты, наблюдать за их результатами, фиксировать наблюдения, обсуждать результаты исследования и формулировать выводы.
2. Развивать познавательный интерес у учащихся и желание изучать и исследовать объекты живой и неживой природы.
3. Воспитывать творческую и целеустремлённую личность, грамотно взаимодействующую с природой.
Есть китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - я пойму», из которой можно сделать вывод, что крепко и надолго ребёнок усваивает то, что он видит, слышит и делает сам, например, проводит свои исследования, опыты и эксперименты с природными объектами.
Механизмы развития исследовательской деятельности включают в себя:
- создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности;
- инициирование и всестороннюю поддержку поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- сопровождение исследовательской и проектной деятельности и др.
На наших занятиях учащиеся познакомились со структурой исследовательских работ, понятиями опыта и эксперимента, этапами и методикой их проведения, учатся писать свои исследовательские работы и проекты.
В процессе работы над проектами у обучающихся формируются следующие умения и навыки:
- исследовательские, информационные, технологические умения;
- презентационные, коммуникационные, рефлексивные умения;
- умения в решении проблем.
Каковы ожидаемые результаты нашей программы «Основы экологической исследовательской деятельности»? Каков же портрет юного исследователя?
Юный исследователь:
- любознательный и с интересом познающий мир;
- он готов действовать самостоятельно;
- владеет навыками исследования;
- умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними;
- умеет самостоятельно организовывать свою деятельность;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- умеет высказывать и обосновывать своё мнение.
Поэтому:
- ему всегда очень интересно;
- ему нравиться учиться;
- он уже многое может сделать сам.
На своих занятиях я использую следующие методы и средства обучения:
- словесные – объяснение, беседа;
- наглядные – презентации, видеоролики и научно-познавательные фильмы, показ муляжей, микропрепаратов по ботанике и зоологии, иллюстрационных пособий, схем, таблиц и др.
- практические - работа с цифровыми микроскопами, рассматривание готовых образцов и приготовление своих временных и постоянных микропрепаратов по ботанике и зоологии, проведение опытов, выполнение практических заданий, решение задач биологического, экологического содержания.
Предпочтение отдаётся таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (семинары, беседы, рефераты, диспуты, викторины);
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека;
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений.
- методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы.
На наших занятиях учащиеся знакомятся с видовым многообразием флоры не только нашей Республики Башкортостан и России, но и с растениями, произрастающими на территории других стран и континентов.
На основе ярких объемных муляжей они изучают внутреннее строение растительных и животных клеток, а также особенности биологического строения некоторых представителей классов животных: простейших, моллюсков, кольчатых червей, насекомых и др.
На занятиях используются игровые технологии – настольно-дидактические игры эколого-биологического содержания, например, игра «Фотосинтез», в процессе которой учащиеся знакомятся с жизненным циклом деревьев, темновой и световой фазами фотосинтеза, учатся бережному отношению к лесным богатствам.
Ребята научились работать с современным лабораторным оборудованием - цифровыми микроскопами, благодаря которым они открыли для себя новый, уникальный «увеличенный» мир. Сначала они рассматривали готовые образцы микропрепаратов клеток, органов и тканей растений и животных, а уже потом познакомившись с методикой самостоятельного приготовления своих временных и постоянных микропрепаратов, учащиеся приготовили и рассмотрели под микроскопом микропрепараты клеток кожицы лука, крахмальных зёрен картофеля, эпидермиса листа герани (пеларгонии), поперечного среза листа фикуса, каменистых клеток груши и хвоинки сосны.
Ребята познакомились с особенностями биологического строения и агротехникой выращивания микрозелени кресс-салата, свёклы, руколлы, граната, с правилами выгонки тюльпанов.
Учащаяся нашего объединения Шамсутдинов Ариадна очень любит сажать и выращивать растения, наблюдать за их ростом и развитием.
Вместе со своей мамой она вырастила у себя дома авокадо из плодов, купленных в магазине «Магнит».
Ещё Ариадна посадила несколько желудей, один из которых пророс и теперь у неё дома растёт маленький дубок.
Пока он небольшого размера, но к весне она вместе со своими родителями планирует посадить его возле дома в деревне у бабушки.
Учащиеся объединения «Основы экологической исследовательской деятельности» за эти полгода приняли участие в различных республиканских экологических акциях и конкурсах, в которых они стали победителями, призёрами или просто активными участниками.
Так в экологической акции «Зелёный целитель» они заняли 1-е и 2 место, в конкурсе творческих проектов «Вместе ярче» (три победителя),в конкурсе водных ресурсов – 4 место по баллам (ждем приказ по итогам конкурса).
В республиканской акции «Юннат», конкурсе видеороликов по новым местам, онлайн-фестивале «Открытия-2030», технической олимпиаде «Созвездие» ребята были активными участниками.
Мы, педагоги, должны стать достойными научными руководителями своих учащихся, поддерживать и развить у них познавательный интерес к основам экологической исследовательской деятельности.
Спасибо за внимание!