Версия для слабовидящих

Полезные ссылки:
Горячая линия
Наталья Николаевна
Наталья Николаевна Ведущий секретарь

МБУДО «Центр детского (юношеского) технического творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан

453250,  Республика Башкортостан, г.Салават,  ул. Комсомольская, д.20

Телефон

+7 (3476) 37-19-67

Эл. почта rk9wzz@mail.ru

Статистика
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
городского округа город Салават Республики Башкортостан

1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ В СРЕДЕ DELPHI»

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Автор-составитель: Аглиуллина Айгуль Ильнуровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: 11-12 лет

Мы живем в век информатизации общества. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых удивительных и увлекательных занятий настоящего времени - программирование. Программисты знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в  компьютерные программы.

Данная программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Программа построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление учащихся, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления учащихся, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование в среде Delphi, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Обучение основам программирования должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен ребенку, легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании. Для обучения структурному, объектно-ориентированному, событийному, параллельному (многопоточному) программированию оптимально подходит среда Delphi. Она сочетает в себе и программирование, и графику, и моделирование.

Визуальная объектно-ориентированная среда программирования Delphi создана на языке Pascal. Это полноценный полнофункциональный язык программирования, адаптированный под детское восприятие.

Delphi является отличным инструментом для начала изучения основ алгоритмизации и программирования с учащимися благодаря нескольким факторам:

  • эта программная среда легка в освоении и понятна даже учащимся, но при этом она позволяет составлять сложные программы;
  • эта программа позволяет заниматься и программированием, и созданием творческих проектов.

Педагогический потенциал среды программирования Delphi позволяет рассматривать ее как перспективный инструмент (способ) организации междисциплинарной внеучебной проектной научно-познавательной деятельности учащегося, направленной на его личностное и творческое развитие.

Цели программы: обеспечить целостное компетентностное образование, воспитывать широкий кругозор, дать возможность детям самостоятельно выполнять собственные исследования в самом широком диапазоне направлений, воспитывать информационную культуру. Помочь детям узнать основные возможности программирования и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Данная программа по информатике рассчитана на 1 год на 72 учебных часов.

Количество часов в неделю:   2 часа.

2. «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ DELPHI»

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Автор-составитель: Аглиуллина Айгуль Ильнуровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: 12-13 лет

Данная программа направлена на формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», на развитие способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Такой подход является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Учащиеся получают новую для себя роль - «роль исследователей», «роль создателей», которые под руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. Педагог же выступает равноправным партнером, с которым можно советоваться, которому можно доказывать свою точку зрения.

Цель программы:

Развитие познавательного интереса и интеллектуально-творческих способностей учащихся в программировании в среде Delphi.

Став учеником, ребенок попадает в среду учебной деятельности, требующей от него постоянной обратной связи с педагогом. Она заключается в необходимости непрерывного предъявления полученных знаний с помощью приобретенных практических навыков направленно.

Информационно-учебная деятельность детей основана на введении в процесс обучения средств новых информационных технологий наряду с тетрадью, ручкой, учебником и др.

Основными средствами предъявления результатов мыслительной деятельности учащегося является запись собственного решения от простейшей до формализованной, применяемых на любом предмете. Развитие мышления неразрывно с эмоциональным развитием ребенка, формированием визуальных образов и средств коммуникации.

Основа информационной деятельности — визуально-сенсорная деятельность человека — стала на сегодня неотъемлемой частью учения, саморазвития человека. Визуально-сенсорная деятельность наиболее полно реализует связь «чувство-мышление-опыт», т. е. позволяет ребенку раскрыться в учении.

Данная программа нацелена на эффективное формирование связей «чувство-мышление-опыт» в учебной деятельности детей именно в начале обучения в средней школе, в единстве визуальной и сенсорной деятельности на основе использования средств новых информационных технологий.

В таком обучении компьютер выступает не как цель обучения, в как эффективное средство в развитии возможностей ребенка для успешности в учебной деятельности.

В итоге данная программа дает детям самостоятельно вести компьютерный диалог,  а также решать учебные задачи: формировать основные понятия и навыки по ведению компьютерного диалога для дальнейшего обучения предмету «Информатика» и информационным технологиям.

Программа направлена на изучение основ программирования в объектно-ориентированной среде, не является содержанием школьного курса, а расширяет представление о возможностях программирования, что способствует предпрофильной подготовке. Новизна для учащихся состоит в рассмотрении основ объектно-ориентированного программирования в интегрированной среде Delphi с применением основ языка программирования Pascal.

Основополагающими принципами построения программы являются: научность в сочетании с доступностью; практикоориентированностью, метапредметностью.

Данная программа учитывает психологические особенности подросткового возраста, например, склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Поэтому работа по данной программе предусматривает не только контроль качества «продуктов» учебной работы учащихся, но и оценку детского творчества, самостоятельности, чтобы процесс учения не терял для ученика свою актуальность и привлекательность. Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Новые научные термины будут вводиться постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок учащихся в ходе разнообразной практической деятельности. Самая яркая характеристика подростков – это стремление экспериментировать с использованием своих возможностей. Поэтому в учебном процессе используется личностно-ориентированный подход и его методы и технологии, а именно: проблемное обучение, метод проектов, направляющий текст, составление портфолио, а оценивание происходит по бальной системе.

Данная программа по информатике рассчитана на 1 год на 108 учебных часов.

Количество часов в неделю:   3 часа.

Наверх